[греч. ῾Η ἐν Κρήτῃ ᾿Ορθόδοξος ᾿Εκκλησία; ᾿Εκκλησία Κρήτης; КПЦ], полуавтономная Церковь в составе К-польского Патриархата. Состоит из Критской Архиепископии, Гортинской и Аркадийской митрополии, Ретимнской и Авлопотамской митрополии, Кидонийской и Апокоронской митрополии, Лампийской, Сивритской и Сфакийской митрополии, Иерапитнской и Ситийской митрополии, Петрской и Херронисской митрополии, Кисамской и Селинской митрополии, Аркалохорийской, Кастелийской и Вьянской митрополии (образованной в 2001). Действуют 857 приходских храмов, в к-рых служит 1001 священник.
Высшей адм. властью является епархиальный Синод критских епископов. При Синоде образованы комиссии: по делам клира и богослужению, монастырская, по борьбе с ересями, церковного образования, по делам молодежи, по биоэтике и проблемам совр. общества, по изданию офиц. печатного органа КПЦ - ж. «Апостол Тит», по религ. туризму, по европ. программам, по вопросам благотворительности, внешнего миссионерства, служебный совет проповедников, центральный инспекционный совет учреждений по управлению монастырской собственностью и издательский отдел. Действуют синодальные суды и неправительственная органиция КПЦ «Филоксения». Церковные учебные заведения: Высшая ДА Ираклио и Православная академия Крита.
О христианстве на Крите стало известно благодаря евреям-критянам, находившимся в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы и ставшими свидетелями схождения Св. Духа на апостолов (Деян 2. 11). Ок. 64 г. на Крите сделал остановку корабль, на к-ром ап. Павла везли на суд в Рим (Деян 27. 7- 12). Распространение христианства на Крите продолжил его ученик ап. Тит. Согласно агиографическим источникам, он происходил с этого острова и был родственником рим. наместника Крита. В Послании к Титу, написанном ок. 65 г., ап. Павел велел, чтобы тот «поставил по всем городам пресвитеров» (Тит 1. 5). Тит стал 1-м епископом на острове. Главным городом Крита в то время была Гортина, она же стала центром Критской Церкви. В VI или в нач. VII в. во имя ап. Тита здесь была построена величественная базилика.
Со II в. упоминается подчиненная Гортине Кносская епископия. Число критских епископий колебалось в первые века христианства от 12 до 20, возглавлял кафедру Гортины архиепископ.
Во время гонений христиан на Крите в правление рим. имп. Деция, в 251 г., пострадали 10 чел., скорее всего в нач. IV в. еще 12 чел. (см. статьи Критские мученики), а также известно о мученической кончине сщмч. Кирилла Гортинского (ок. 304) и др. Хотя агиографические тексты именуют Кирилла архиепископом, этот сан епископы Гортины, видимо, получили позднее. Н. Томадакис отмечает, что в источниках ранневизантийского периода еще не сформировалась постоянная титулатура предстоятеля Критской Церкви («епископ Гортинский», «архиепископ Гортинский», «митрополит Критский» и т. д.) и что окончательно она установилась только в годы правления свт. Андрея Критского (Τωμαδάκης. 1987/1989. Σ. 5, 9).
Крит входил в диоцез Иллирик и в церковном отношении подчинялся папе Римскому. Критские епископы принимали участие во Вселенских Соборах: Гортинский, Херсонесский, Лампийский и Кносский - в III Вселенском Соборе (431), Гортинский, Кносский, Лаппский, Сибритский, Элефтернский и Кантанский - в IV Вселенском Соборе (451). Послание Синода критских епископов к византийскому имп. Льву I (457/458), в котором сообщалось, что на Крите отсутствуют ереси (ACO. T. 2. Vol. 5. P. 97), подписали Гортинский, Сибритский, Иерапитнский, Кносский, Лампийский, Херсонесский, Кантанский и Кидонийский епископы. Но посетивший в 626 г. Крит прп. Максим Исповедник после беседы с местными епископами убедился, что они придерживаются монофизитских взглядов. Прп. Евмений († ок. 668), архиеп. (еп.) Критский, боролся против ереси монофелитов.
Древнейшее упоминание о критских мон-рях относится к 668 г.: папа Римский Виталиан велел Гортинскому архиеп. Павлу возвратить обители Палеа (Παλαιά; видимо, совр. мон-рь Палиани) и Арсилли (Αρσίλλι) Лампийской епископии, епископа к-рой Иоанна незаконно низложил Синод критских архиереев (Τσουγκαράκης. 1990. Σ. 108).
Критский архиеп. Василий участвовал в VI Вселенском Соборе (680/1) и Пято-Шестом Соборе (691/2), где он подписывался как представитель папы Римского (Mansi. T. 11. P. 989).
В 710/1- 740 гг. Критскую Церковь возглавлял выдающийся гимнограф свт. Андрей Критский. В 732/3 г. Крит перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата. Когда в Византии начался период иконоборчества, эта ересь распространилась и на Крите. В 767 г. уроженец Крита мон. Андрей отправился в К-поль и обличил императора-иконоборца Константина V Копронима, за что был замучен до смерти (см. прмч. Андрей Критский). В темнице вместе с прмч. Стефаном Новым († 767) находился критянин Антоний, к-рый рассказал о том, как авва Павел пострадал за почитание св. иконы при наместнике Крита Феофане Лардотире (PG. 100. Col. 1164). В VII Вселенском Соборе приняли участие 13 критских иерархов. Во 2-й иконоборческий период одним из видных защитников икон был критянин Николай Студит, ученик прп. Феодора Студита и впосл. игумен Студийского мон-ря.
Предполагают, что с 961 г. архиепископская кафедра находилась в Хандаксе (Кандии, ныне Ираклио). Однако в этой гипотезе имеются некоторые несоответствия. Рядом с Хандаксом существовала древняя Кносская епископия. Епископ Хандакса, отдельно от епископа Кносса, упоминается только в XII в. (Darrouzès. Notitiae. P. 361. N 13). В акте 1206 г. епископия имела двойное название: Кносса или Хандакса (Miklosich, Müller. Vol. 6. P. 151). В это время в Хандаксе была построена ц. ап. Тита, но она была разрушена землетрясением.
Число епископий на Крите в средневизант. период колеблется от 10 до 12. Нек-рые епархии ранневизант. времени исчезли (напр., в городах Финикс и Кантан). Названия ряда епископий были изменены: Кидонийская стала именоваться Агийской по сел. Агия (Айя; ῾Αγυιά), куда была перенесена епископская кафедра, Лампийская - Каламонской, Сибритская - Агрийской, Элефтернская - Авлопотамской или Милопотамской. В нек-рых случаях название епархии осталось прежним (Кисамская, Херсонесская, Ситийская, Иерапитнская или Иерапетрская, Аркадийская епископии), но кафедры, как правило, также были перемещены из старых городских центров в сельскую местность; эти резиденции до сих пор носят названия Эпископи.
Позиция, занимаемая Критской архиепископией в списке епархий К-польского Патриархата, существенно колебалась: она упоминается то на 43-м, то на 51-м месте. В XI- XII вв. ее положение становится более стабильным: как правило, она занимает 30-е место. В эпоху династии Комнинов на Крите развернулось церковное строительство, появилось множество мон-рей, а также подворья Екатерины великомученицы монастыря на Синае и Иоанна Богослова апостола монастыря на Патмосе.
К-польский Патриархат продолжал рукополагать номинальных архиепископов и епископов Критских, из них наиболее известны писатели Никифор Мосхопул (1285 - ок. 1289) и Анфим Афинский (1366 - ок. 1370). Одним из условий поднявшего в 1299 г. восстание Алексея Каллиерга было утверждение на Агрийской кафедре правосл. епископа. В источниках нач. XIV в. упоминается о существовании в Милопотаме кафедры правосл. еп. Александра Каллиергопольского. За 20 лет (1382 или 1383- 1402) пребывания на Крите посланный К-польским патриархом Нилом антилат. полемист мон. Иосиф Вриенний многое сделал для поддержания Православия на острове.
Критяне были последовательными противниками Ферраро-Флорентийской унии. Прибывшие на остров священники-униаты не были приняты в Кандии. После падения К-поля (1453) на Крит хлынул поток беженцев, среди к-рых были выходцы из благородных и высокообразованных семей и представители духовенства. Культурные контакты венецианцев и греков привели к расцвету искусства и лит-ры на Крите.
В связи с захватом турками Кипра (1570- 1571) и усилением османской угрозы наметилось смягчение позиции венецианских властей по отношению к православным и даже рассматривалось предложение восстановить правосл. иерархию.
После завоевания Крита турками (1645-1669) и изгнания венецианцев правосл. иерархия была восстановлена. Критский митрополит был избран в 1646/47 г., вскоре после взятия Ханьи. Им стал постриженик монастыря Аркадиу Неофит Пателарий, родственник К-польского патриарха Афанасия III Пателария. В 1653/54 г. митр. Неофит обратился с ходатайством к наместнику Крита Гази Дели Хусейн-паше о восстановлении епископий. Наиболее ранним источником, свидетельствующим о существовании на Крите епископских кафедр, является рукопись 1659 г. В ней говорится о 12 епископиях: Гортинской, Кносской, Аркадийской, Херронисской, Авлопотамской, Агрийской (Ретимнской), Лампийской, Кидонийской, Иерской, Петрской, Ситийской и Кисамской. Число епископий не было постоянным на протяжении всего османского периода: оно колебалось от 10 до 12. Известно, что накануне восстания 1821-1829 гг. митрополит имел викарного епископа, который носил титул «Диопольский». В митрополичий округ входили Гортинская епархия и обл. Сфакья (в 1779 передана митр. Захарией в управление Авлопотамскому епископу).
Несмотря на заявления тур. властей о беспрепятственном совершении религ. обрядов правосл. критянами, это право иногда нарушалось. Мн. церкви после османского завоевания были превращены в мечети и хозяйственные помещения. Во время Критской войны (1645-1669) мн. мон-ри пострадали, особенно те, которые сопротивлялись туркам (напр., Гонья; митр. Неофит смог предотвратить осуществление приказа о разрушении мон-ря Анкарафу, братия к-рого участвовала в военных действиях против захватчиков). Из монастырей периода поздней венетократии мало какие сохранились действующими при османах. Вошло в обычай, что каждый мон-рь имел покровителя - влиятельного турка, который за подарки и деньги оберегал обитель от янычар. К-польская Православная Церковь предоставила мн. мон-рям статус ставропигиальных, что тоже защищало их от произвола турок (так, в 1654 митр. Неофит уступил патриарху мон-ри Аркадиу, Арсаниу, Св. Троицы, Гдернетту, Хрисопиги, Иерусалим близ Крусонаса).
Особенно негативным последствием тур. завоевания для религ. жизни Крита была массовая эмиграция образованного духовенства на Ионические о-ва и в Италию.
Митрополит был лично ответственен за сбор налогов: он ежегодно должен был вносить 66 тыс. аспр в казну острова и 10 тыс. аспр в стамбульскую султанскую казну. Для сбора этой суммы было установлено, что каждая христ. семья ежегодно уплачивает по 12 пиастров. Такой же суммой облагались греч. семьи в пользу К-польского Патриархата, а священники уплачивали по золотой лире. Помимо этого с правосл. жителей взимались чрезвычайные налоги и сборы. Жесткая налоговая политика К-польского Патриархата, а также полномочия патриаршего представителя смещать митрополита и епископов в случае задержки выплаты налогов (так, в 1679 ушел в отставку митр. Неофит) породили противодействие местного населения. При митр. Констанции (1711-1716, 1719-1722) среди критян возникла партия противников патриарха, в числе которых были монахи синайских подворий на Крите и ряд влиятельных лиц. Они смогли убедить тур. власти Крита в необходимости провозгласить Критскую Церковь автокефальной; главный счетовод отправил султану соответствующую просьбу. Султанский фирман 1715 г. частично удовлетворил эти требования: на митрополичью кафедру должны были назначать не чужеземцев, а только критян, избранных местным населением; по просьбе критян митр. Констанций был низложен; К-польской Патриархии было запрещено вмешиваться в экономические дела Крита. Однако автокефалия Критской Церкви не была объявлена. Связи с К-польской Церковью были восстановлены при митр. Герасиме (Летидзисе; 1725-1756). Он был энергичным иерархом, в т. ч. ему удалось решить вопрос о кафедральном соборе в Кандии, сооружению к-рого 66 лет препятствовали монахи-синаиты, имевшие в этом городе храм ап. Матфея. Все это время митрополиты были вынуждены служить по селам и мон-рям или просить разрешение у синаитов на совершение литургии в их храме. Когда в 1688 г. митр. Афанасий ценой больших усилий смог приспособить под кафедральный собор ц. св. Таксиархов, синаиты добились ее сноса накануне церемонии открытия. В 1735 г. митр. Герасим получил разрешение тур. властей отремонтировать старый храм вмч. Мины и использовать его в качестве кафедрального собора.
Высшее и низшее духовенство активно участвовало в Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Членами «Дружеского общества» (Филики этерия), подготавливавшего антитур. восстание, были епископы Кисамский Мелхиседек (Деспотакис) и Иерский Артемий (Пардалис), который вовлек в эту тайную орг-цию своего дядю Критского митр. Герасима (Пардалиса), игумены мон-рей Превели и Гонья Мелхиседек (Цудерос) и Парфений (Раптанис), иеродиак. сщмч. Каллиник Верриец, эконом Синайского подворья Св. Троицы в Периволии близ Ханьи мон. Неофит (4 года исполнял обязанности генерального секретаря канцелярии и в дек. 1822 - мае 1823 замещал верховного комиссара), иером. Кириак-Каллиник (Критовулидис; секретарь повстанческой администрации, затем управлял ее канцелярией) и др. Мн. духовные лица с оружием в руках сражались против турок: напр., игум. Мелхиседек (Цудерос), протопр. Георгий Моракис, игум. мон-ря Хрисопиги Анфим, диак. Галактион (Псаромилингос), Папа-Сифис Скордилис и др. Некоторые представители черного духовенства считали участие в боевых действиях несовместимым с церковными канонами и расстриглись: иеродак. Захария (Практикидис-Цириготис; член Центральной повстанческой канцелярии, министр права и военных дел), иером. Кириак-Каллиник (Критовулидис), иером. Иоасаф (Маркакис), прозванный Ксопатерас, из мон-ря Пресв. Богородицы Одигитрии.
После казни критских иерархов в 1821-1822 гг. Церковь была обезглавлена (см. в ст. Критские новомученики). Жертвы среди правосл. критян были особенно велики из-за репрессий со стороны мусульм. жителей, к-рые составляли 1/3 населения острова. Мн. греки эмигрировали с Крита. Наместник Крита передал церковные дела уцелевшему еп. Неофиту Аркадийскому, но он вскоре умер от чумы.
Разрешение на восстановление разоренных мон-рей и храмов было дано только в 1830 г. представителем египетской администрации Мустафа-пашой.
В 1831 г. в связи с сокращением численности православного населения Крита К-польский патриарх Констанций I присоединил Кисамскую епископию к Кидонийской и Апокоронской, Иерскую - к Ситийской, Аркадийскую - к Петрской, Гортинскую, Херронисскую и Кносскую епископии - к Критской митрополии. В 1838 г. Авлопотамская епископия была включена в состав Ретимнской. В 1845 г. в Критскую митрополию вошла территория Лампийской епископии. Однако упраздненные епархии постепенно были восстановлены: Херронисская - в 1843 г., Кисамская - в 1859 г. (в 1860 получила название Кисамская и Селинская), Лампийская епископия - в 1863 г. (по просьбе жителей).
В ходе проведения в Османской империи реформ после провозглашения хатт-и хумаюна (1856) был снят запрет на восстановление правосл. храмов. В 1858 г. Вели-паша передал христианам Ханьи бывш. собор Пресв. Богородицы (Тримартири), в к-ром турки устроили мыловарню (освящен в 1861). В 1862 г. был заложен большой кафедральный собор вмч. Мины в Ираклионе (освящен в 1895). Однако на криптохристиан, пожелавших вернуться в правосл. веру, обрушились репрессии тур. властей.
В антитур. восстании 1866-1869 гг. активную роль сыграли Парфений (Перидис; председатель Генеральной ассамблеи критян), проигумен мон-ря Св. Троицы на п-ове Акротири Григорий (Пападопетракис; зам. председателя ассамблеи), Парфений (Келаидис; генеральный полномочный представитель Крита), свящ. Еммануил Касселос (председатель правительства повстанцев) и др. В 1866 г. епископы Кисамский и Кидонийский Герасим (Стратигакис) и Мисаил (Мармаракис или Иоаннидис) поддержали восставших. Еп. Герасим, несмотря на угрозы Исмаил-паши, отказался отлучить от Церкви лидеров этого восстания архимандритов Парфения (Перидиса) и Парфения (Келаидиса) и поэтому был вынужден покинуть Крит. Игум. мон-ря Аркадиу Гавриил во время осады взорвал пороховой погреб, но не сдался туркам (9 нояб. 1866).
После событий 20-х гг. XIX в. критяне начали участвовать в выборе архиереев: собрания старейшин (прокритов или димогеронтов) выдвигали кандидата, которого утверждали в К-поле. Так были избраны Кидонийские епископы Артемий (1831-1846), Каллист (1846-1858) и Мисаил (1859-1869). Этот обычай не был зафиксирован законодательством, и, возможно, мнения критян при архиерейских выборах учитывались и ранее. К-польская Патриархия в сер. XIX в. несколько раз удовлетворяла ходатайства критян о смещении неугодных им архиереев. Критяне живо интересовались и назначением митрополитов. Напр., когда в 1877 г. митр. Софрония перевели с Критской на Дидимотихскую кафедру, они коллективно посылали в Патриархию телеграммы и депеши. Поэтому возникшую в церковной жизни Крита в 1880-1882 гг. «епископскую проблему» неверно связывать с «ветром свободы, повеявшим после предоставления Криту ограниченной административной автономии по Халепскому соглашению 1878 года» (᾿Ανδρέας (Νανάκης). 1992. Σ. 15).
В 1880-1881 гг. Критский митр. Мелетий поставил епископов: Иерофея (Праудакиса) - на Кидонийскую кафедру, Парфения (Келаидиса) - на Кисамскую и Селинскую, Дионисия (Кастринояннакиса) - на Ретимнскую и Авлопотамскую. Этому событию предшествовали прошения и петиции христиан этих епархий в пользу их кандидатов. Жители Кидонийской епископии высказались за преподавателя Никандра Заннувиоса, в Кисамской епископии большая часть верующих выступила за игум. Парфения (Перидиса; один из лидеров восстания 1866-1869 гг. и участник восстания 1878 г.), а меньшая - за иером. Герасима (Сфакиотакиса). Христиане Ретимнской епархии высказывали пожелания, чтобы архиерейскую кафедру занял местный архиерей, не отдавая предпочтения к.-л. конкретному лицу.
Епископы Иерофей и Дионисий не были приняты паствой и не смогли совершать свои архипастырские обязанности, а Парфений (Келаидис) сомневался и не спешил возвращаться на Крит из Европы, где вел политическую деятельность. Позиция местных жителей отличалась категоричностью, и «епископская проблема» решилась только со смертью в авг. 1882 г. Критского митр. Мелетия. 20 сент. 1882 г. на его место был избран еп. Херронисский Тимофей (Кастринояннакис), сын лидера критской партии «караванщиков» Челеби-Георгакиса и брат еп. Дионисия. С тех пор К-польская Патриархия замещала Критскую кафедру только местными архиереями.
Новый митрополит потребовал решительного ответа от Парфения (Келаидиса), и 15 окт. 1882 г. тот прислал прошение об отставке. 20 дек. 1882 г. митр. Тимофей созвал местный Синод, по решению к-рого еп. Иерофей был переведен на Ретимнскую и Авлопотамскую кафедру, а еп. Дионисий - на освободившуюся после избрания Тимофея митрополитом Херронисскую кафедру. Кидонийская и Кисамская кафедры были замещены только в 1887 г.
При митр. Тимофее повысилась роль епархиального Синода как самоуправляемого органа Критской Церкви. С 1882 г. (за исключением выборов 1936 г., когда на Крите осталось только 3 архиерея) епархиальный Синод сам избирает своих епископов.
В восстании 1896-1898 гг. принимали участие Петрский и Ситийский епископы. Председателем Конституционного собрания в 1897 г. был избран Кисамский и Селинский еп. Дорофей (Клонарис). Большое мужество проявил Кидонийский еп. Никифор (Захариадис), который во время поджога турками Ханьи в янв. 1897 г. не покинул город.
Политическая автономия Крита под покровительством великих держав (1898-1913) и создание Критского гос-ва привели к получению КПЦ нового статуса. После смерти в февр. 1897 г., в разгар антитур. восстания, Критского митр. Тимофея критяне не признали нового митр. Евмения (Ксирудакиса; ранее епископ Лампийский и Сфакийский), избранного Синодом К-польской Православной Церкви в мае 1898 г., т. к. не хотели иметь во главе Церкви архиерея с султанским бератом и поставленного без учета мнения критян. Эту проблему должен был решить верховный комиссар принц Георгий, прибывший на Крит 9 дек. 1898 г. Большинство критских епископов желали избрания еп. Никифора Кидонийского и принятия устава самоуправляемой Церкви. Еп. Дионисий уговаривал принца не признавать нового митрополита и сделать Церковь Крита «вполне независимой» от К-польского Патриархата (᾿Ανδρέας (Νανάκης). 1995. Σ. 45-46). 31-я ст. Критской Конституции (16 апр. 1899) давала право верховному комиссару утверждать или не утверждать митрополитов, избранных К-польской Патриархией, и кандидатуры епископов, предложенные местным Синодом. Принц Георгий подписал указ о признании избрания митр. Евмения только 14 мая 1900 г.
После этого в 1900 г. было выработано 2 документа, определившие статус КПЦ: Соглашение и Уставная хартия. Для составления Соглашения была образована комиссия из 2 уполномоченных: от К-польского Патриархата - митр. Евмения и от Критского гос-ва - Э. Венизелоса. Оно было подписано 4 авг. и утверждено 14 окт. 1900 г. В соответствии с этим Соглашением представитель Критского гос-ва (в данном случае верховный комиссар) выбирает из числа критских епископов 3 кандидатов и представляет их К-польскому патриарху, после чего Синод КПЦ избирает Критского митрополита. Его поставление на кафедру осуществляется с разрешения верховного комиссара. В случае смерти одного из критских епископов Критский митрополит и местный Синод выбирают 3 представителей духовенства, обладающих необходимыми качествами, и предлагают этот список верховному комиссару. Тот избирает одного из них, и местный Синод совершает его хиротонию. В Уставной хартии КПЦ, опубликованной 20 дек. 1900 г., высшим органом ее управления назван Синод критских епископов, который решает внутренние церковные дела, кроме вопросов вероучения и канонических. Число епархий было сокращено до 8 (митрополичий округ и 7 епископий); Херронисская епископия окончательно упразднялась и присоединялась к Критской митрополии, территория Аркадийской епископии ограничивалась долиной Месара, а р-н Вьянос передавался Петрской епископии.
В начале второй мировой войны по распоряжению греч. властей митр. Тимофей (Венерис) был низложен как германофил, а Критскую кафедру занял еп. Василий Аркадийский (1941-1950). К-польский Патриархат без возражений стерпел это внешнее вмешательство в церковные дела.
20-31 мая 1941 г. мн. монахи и игумены приняли участие в «сражении за Крит» против немецко-фашистских захватчиков. Патриотическая позиция Церкви вызвала репрессии оккупационных властей. Некоторые представители духовенства были казнены или сосланы (Критский митр. Василий, Кисамский еп. Евдоким (Синкелакис)). Благодаря посреднической деятельности Кидонийского и Апокоронского еп. Агафангела (Ксирухакиса) были спасены мн. патриоты. С национальным сопротивлением тесно сотрудничал протосинкелл Критской митрополии Евгений (Псалидакис). В 1950 г. по указанию греческого правительства Н. Пластираса Синод К-польской Православной Церкви избрал 38-летнего протосинкелла Евгения Критским митрополитом, хотя ожидалось, что этот пост займет ученый Лампийский еп. Евмений (Фануракис). Он и епископы Агафангел Кидонийский, Афанасий Ретимнский и Евдоким Кисамский направили протест в К-польскую Патриархию, но он не был рассмотрен, т. к. был подан без санкции местного Синода КПЦ. Эти четыре архиерея настаивали на возведении епископий Крита в ранг митрополий, что уменьшило бы авторитет Критского митрополита и давало бы право старейшему из архиереев председательствовать в местном Синоде.
В 1956 г. было решено, что правительственным (королевским) представителем при Синоде КПЦ будет начальник управления по религ. вопросам Мин-ва образования и религ. дел.
Согласно новой Уставной хартии (1961) КПЦ из автономной стала полуавтономной, были укреплены ее связи с К-польским Патриархатом. Тем не менее местный Синод сохранил главное право - избрания, хиротонии и поставления на кафедру своих епископов. Кандидатуры же на пост Критского митрополита предлагал К-польскому патриарху от лица гос-ва министр образования и религ. дел. Аркадийская епископия была переименована в Гортинскую и Аркадийскую, а Иерская и Ситийская - в Иерапитнскую и Ситийскую. В сент. 1962 г. все критские епископии были возведены в ранг митрополий. В февр. 1967 г. Критский митрополит получил сан архиепископа.
Впосл. в Уставную хартию 1961 г. вносились поправки. В 1970 г. право выбора 1 из 3 кандидатов на епископскую кафедру было передано греч. правительством местному Синоду. Вопрос о том, чтобы кандидата на архиепископский престол вместо гос-ва выдвигал Синод, оставался нерешенным на протяжении десятилетий. Согласно закону 1974 г., в случае если на Крите вдовствует более 1 кафедры, то при выборах новых иерархов в местный Синод временно входят архиереи К-польского Патриархата в количестве, соответствующем незамещенным критским кафедрам. Этот же закон предусматривал, что иерархи К-польской Православной Церкви также могут избираться на критские кафедры.
В марте 1993 г. епархии Крита были включены в категорию «действующих» (ἐν ἐνεργεία Μητροπόλεις τοῦ Οἰκουμενικοῦ Θρόνου) митрополий К-польской Православной Церкви.
27 нояб. 2014 г. парламент Греции принял законопроект, который внес изменения в статус КПЦ, к-рая была признана юридическим лицом (до этого, как часть К-польской Православной Церкви, она не являлась таковым). Большое значение имела отмена положения, согласно к-рому министр образования и религиозных дел представлял имена 3 иерархов Критской Церкви для избрания одного из них архиепископом. Теперь список из 3 кандидатов, имеющих право избираться на пост архиепископа, готовит епархиальный Синод (http://www.romfea.gr/oikoumeniko-patriarxeio/arxipiskopi-kritis/28846-2014-12-18-18-12-36).
Епископы, митрополиты и архиепископы Гортинские:ап. Тит (64 или 67 - ок. 106); свт. Филипп (60- 70-е гг. II в.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330- 340); сщмч. Кирилл (ок. 280- 304); сщмч. Петр Новый († после 304); Артакий (?) (упом. в 325); Павел (упом. ок. 327); Елиан (упом. в 343); Василий (упом. в 381- 382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449- 457); Синесий (упом. в 463); Еварест (V- VI вв.).
Архиепископы Гортинские (Критские):Феодор (упом. в 536- 553); Георгий (?) (VI в.); Иоанн (упом. в 597- 599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 655- 668); прп. Евмений († ок. 668); Василий (упом. в 681- 691); Стефан (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.).
Архиепископы Критские:свт. Андрей Критский (710/1- 740); Илия (упом. в 787); Никита (VIII в.); Никита (VIII в.); Иоанн (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий (847- 858; впосл. архиепископ Фессалоникийский); Василий (упом. в 880); Илия (после 920, не позднее 961); Андрей (кон. X в.); Никита (X в.); Стефан (упом. в 1027- 1030); Иоанн (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин (кон. XI - нач. XII в.); Илия (упом. ок. 1120- 1130); Василий (1-я пол. XII в.); Константин (1-я пол. XII в.); Николай (сер. XII в.); Иоанн (упом. в 1166- 1172); Мануил Лима (2-я пол. XII в.); Мануил (2-я пол. XII в.); Николай (упом. в 1195- 1221); Никифор Мосхопул (упом. в 1285 - ок. 1289); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия (XIV в.); Макарий (упом. в 1357; † 1373?); Анфим, митр. Афинский (1366 - ок. 1370); Дионисий (упом. в 1371); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Виссарион, еп. Коронский (иногда его ошибочно называют Велисарием; упом. в 1499); Дионисий, еп. Кифирский (упом. в 1575).
Митрополиты Критские:Неофит (Пателарий; 1646/47- 1679); Никифор (Скотакис; 1679- 1683); Арсений (1684- 1685); Каллиник (1685- 1687); Афанасий (Каллиполитис; 1688- 1697); Каллиник (1697 - после 1700); Арсений (1702- 1704); Иоасаф (Киминис; 1704 - ок. 1710); Констанций (Халкиопулос; 1711- 1716, 1719- 1722); Даниил (1722 или 1723- 1725); Герасим (Летидзис; 1725- 1756); Герасим Хиосец (1756- 1769); Захария (Маридакис; 1769- 1786); Максим (Прояннакопулос; 1786- 1800); Герасим (Пардалис; 1800- 1821); Каллиник (1823 или 1824- 1830); Мелетий (Николетакис; 1831- 1839); Порфирий (Фотиадис; 1839); Каллиник (Гаргаладос; 1839- 1842); Каллиник (Хугиас; 1842- 1843); Хрисанф Лесбиец (1843- 1850); Софроний (1850); Дионисий Византийский (1850- 1856); Иоанникий (1857- 1858); Дионисий (Харитонидис; 1858- 1868); Мелетий (Кавасилас; 1868- 1874); Софроний (1874- 1877); Мелетий (Кавасилас; 1877- 1882); Тимофей (Кастринояннакис; 1882- 1897); Евмений (Ксирудакис; 1898- 1920); Тит (Зографидис; 1922- 1933), Тимофей (Венерис; 1934- 1941); Василий (Маркакис; 1941- 1950); Евгений (Псалидакис; 1950- 1967).
Архиепископы Критские:Евгений (Псалидакис) (1967-1978); Тимофей (Папуцакис; 1978-2006); Ириней (Афанасиадис; c 2006 по наст. время).